Начальный курс географии
( 6 класс )
Программа.
( 66 часов, 2 часа в неделю )
Введение
( 2 часа )
Что изучает география ? География как наука.
Развитие знаний о Земле. Представление о Земле в древности, эпоха Великих географических открытий, путешествия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана, Кука, Беллинсгаузена и Лазарева.
Практические работы
:Организация работы по составлению календаря погоды ( наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра и высотой Солнца ).
Составление рассказа об одном из путешественников ( по выбору учащегося ).
Часть I.
План и карта
( 16 часов )
План местности. Виды изображения местности: рисунок, фотография, аэрофотоснимок, план и карта. Условные знаки. Масштаб и его виды: численный, именованный и линейный. Стороны горизонта. Ориентирование на местности и по плану. Компас
. Азимут. Изображение неровностей земной поверхности на плане. Абсолютная и относительная высота. Горизонтали ( изолинии ). Съёмка местности и её виды: полярная и маршрутная. Нивелир.Земля - планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Геоид
. Глобус. Материки и континенты. Океаны Земли.Географическая карта. Виды географических карт по масштабу ( крупномасштабные, среднемасштабные и мелкомасштабные ), охвату территории ( мировые и полушарий, материков и океанов, стран и регионов, административных единиц, топографические ) и содержанию ( общегеографические и тематические ).
Меридианы и параллели
. Градусная сетка. Географическая широта и географическая долгота. Географические координаты и их определение. Определение расстояний и направлений по географической карте.Способы картографического изображения: способ условных знаков, способ линейных знаков, способ изолиний, цифровой способ, способ качественного фона, способ пофоновой окраски, способ направленного движения и другие. Изображение высот и глубин на карте. Шкала высот и глубин. Изогипсы и изобаты. Определение высот и глубин по карте.
Значение планов местности и географических карт в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Практические работы
:Определение на местности направлений, азимутов и расстояний.
Топографический диктант
Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности.
Построение профиля рельефа по заданным горизонталям построение горизонталей по заданному профилю рельефа.
Чтение плана местности, определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты.
Определение по картам расстояний, направлений, географических координат точек и нахождение точки на карте или глобусе по географическим координатам.
Часть II.
Оболочки Земли
( 42 часа )
Раздел 1. Литосфера
( 13 часов )
Литосфера. Внутренне строение Земли: земная кора, мантия и ядро. Строение земной коры. Океаническая и материковая земная кора и их различия.
Породы, слагающие земную кору. Минералы и горные породы. Виды горных пород по их происхождению: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые
.Виды земной коры: платформы и геосинклинали. Движение земной коры. Виды движения земной коры: горизонтальные и вертикальные движения. Горст
. Грабен. Землетрясения. Сейсмограф. Шкала Рихтера. Вулканы. Виды вулканов по их активности ( действующие и потухшие ) и по строению ( камчатские и гавайские ). Крупнейшие вулканы мира. Горячие источники и гейзеры.Рельеф. Внутренние и внешние силы формирования рельефа Земли.
Рельеф суши. Горы, их виды по возрасту (древние, средние, молодые), по абсолютной высоте ( низкие горы
, средние горы, высокие горы ) и по расположению хребтов ( горные системы и нагорья ). Крупнейшие горы и высочайшие вершины Земли. Равнины и их виды по абсолютной (низменности, возвышенности и плоскогорья) и относительной высоте (плоские и холмистые). Рельеф дна Мирового океана: материковый склон, ложе океана, срединно-океанические хребты, глубоководные желоба. Глубочайшие впадины Земли. Суша в Океане: острова и полуострова. Виды островов по происхождению: материковые, вулканические, коралловые ( атоллы ). Крупнейшие острова и полуострова Земли. Рельеф своей местности.Практические работы
:Определение минералов и горных пород по образцам.
Определение по карте географического положения и высоты гор, географических координат крупнейших вершин.
Нанесение на контурную карту крупнейших горных систем и вершин Земли.
Описание по карте географического положения крупнейших равнин и определение их видов.
Нанесение на контурную карту крупнейших равнин Земли.
Нанесение на контурную карту крупнейших островов и полуостровов Земли.
Определение и объяснение изменений рельефа под воздействием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.
Раздел 2. Гидросфера
( 12 часов )
Вода на Земле. Мировой круговорот воды в природе. Большой и малый круговорот воды. Гидросфера и её составные части: Мировой океан, поверхностные воды, ледники и подземные воды.
Мировой океан и его части: океаны, моря
, заливы и проливы. Крупнейшие моря, заливы и проливы Земли. Свойства вод Мирового океана: температура, солёность и факторы их определяющие. Движение вод Мирового океана: приливы и отливы, волны, цунами, морские течения и причины их происхождения. Виды течений по температуре ( тёплые и холодные ), по глубине ( поверхностные, глубинные и придонные ) и по образованию ( ветровые, стоковые, компенсационные, плотностные ). Изучение и охрана Океана.Воды суши. Подземные воды, их виды ( надпластовые, межпластовые, верховодка, почвенные воды ) и происхождение. Охрана подземных вод.
Река
. Исток, русло, устье, приток реки, речная система, речной бассейн, водораздел, падение и уклон реки. Горные и равнинные реки. Речная долина. Речной сток. Питание реки и его основные виды: родниковое, дождевое, снеговое, ледниковое и смешанное. Режим реки. Половодье и паводок. Виды рек с различным режимом: с весенним половодьем, летним половодьем, с паводочным режимом. Пороги и водопады. Крупнейшие реки и водопады мира.Озеро. Виды озёр по стоку ( сточные и бессточные ), по солёности (пресные и солёные) и по происхождению котловины ( остаточные, тектонические, ледниковые, вулканические, плотинные, карстовые, искусственные ). Крупнейшие озёра мира.
Ледники и их виды: горные и покровные. Снеговая линия
. Морена. Снежная лавина. Айсберги и их виды ( столовые и пирамидальные ).Искусственные водоёмы: каналы, водохранилища и пруды. Воды своей местности. Охрана поверхностных вод.
Практические работы
:Описание ”путешествия” капельки по большому круговороту из своего населённого пункта.
Нанесение на контурную карту океанов, крупнейших морей, заливов и проливов Земли.
Составление картосхемы ”Течения в Океане”.
Определение по картам географического положения одного из океанов или морей, его относительных размеров, преобладающих и максимальных глубин, свойств воды, особенностей движения воды и основных видов хозяйственной деятельности человека.
Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера её течения, использования человеком.
Нанесение на контурную карту крупнейших рек, озёр, каналов и водохранилищ Земли.
Раздел 3. Атмосфера
( 12 часов )
Атмосфера, её строение и состав. Значение атмосферы. Изучение атмосферы человеком.
Температура воздуха и её изменение. Термометр. Суточный, месячный и годовой ход температуры. Средняя дневная, средняя месячная и средняя годовая температура воздуха. Изменение температуры воздуха с высотой места.
Атмосферное давление
. Барометр. Изменение атмосферного давления. Ветер. Виды ветров: постоянные ( пассаты и западные ветры ), переменные ( бриз и муссон ) и местные ( бора, самум ). Шкала Бофорта. Флюгер. Роза ветров.Влажность воздуха
. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Точка росы. Облака и их основные виды: перистые, слоистые, кучевые, грозовые. Атмосферные осадки, их основные виды ( дождь, снег, роса, иней ) и измерение. Осадкомер.Погода, её изменение и предсказание. Климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты, близости океанов, течений, рельефа, высоты места и господствующих ветров. Распределение солнечного света и тепла по поверхности Земли. Световые и тепловые пояса Земли: жаркий, умеренные и холодные. Основные типы климатов земли: экваториальный, тропический, умеренный и арктический ( антарктический ).
Практические работы
:Установление особенностей суточного хода температуры воздуха на основе построенного графика.
Определение атмосферного давления и температуры воздуха в зависимости от изменения высоты места.
Построение ”розы ветров”, диаграмм облачности и осадков.
Описание наблюдаемой погоды и выявление причин её изменения.
Составление схемы ”Тепловые пояса Земли”.
Выявление влияния различных факторов на формирование климата отдельных территорий.
Раздел 4. Биосфера
( 4 часа )
Биосфера. Распространение животных на суше и в Океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва, её строение и состав. Виды почв по механическому составу: песок, супесь, суглинок и глина. Основные виды почв России ( тундровые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые и бурые лесные, чернозёмы, бурые полупустынные ). Ознакомление с почвами своей местности. Природный комплекс и воздействие на него человека.
Практические работы
:Ознакомление с почвами и наиболее распространёнными растениями и животными своей местности.
Описание изменений природы в зависимости от численности населения и хозяйственной освоенности территории на примере своей местности.
Раздел 5. Географическая оболочка
( 1 час )
Географическая оболочка. Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек.
Практическая работа:
Составление схемы влияния и взаимозависимости земных оболочек.
Часть III.
Человечество на Земле
( 5 часов )
Численность и размещение населения Земли. Неравномерность размещения населения мира. Человеческая раса. Виды человеческих рас: основные ( европеоидная, монголоидная, негроидная и австралоидная ), переходные и смешанные расы. Характерные признаки человеческих рас. Крупнейшие народы Земли. Основные виды населённых пунктов: города и сёла. Крупнейшие города мира. Страны мира и их разнообразие. Крупнейшие страны мира по площади территории и численности населения.
Практические работы
:Составление и заполнение классификационной таблицы ”Расы Земли”.
Нанесение на контурную карту крупнейших стран и городов мира.
Часть IV.
Значение географической науки.
( 1 час )
Значение географии в жизни и деятельности человека. Задание на лето.
Резерв - 2 часа
Перечень обязательной географической номенклатуры:
Тема ”План и карта”
Материки:
Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины:
Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская ( Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий,
Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны:
Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония.